В сфере развития предприятий в качестве относительно новой тенденции можно выделить течение, имеющее ряд отличий от классического контроля. Контроллинг появился как результат осознанного профессионального менеджмента. Он отражает актуальный подход к управлению организаций: не просто принятие стратегических решений, но и предварительный анализ, оценку качества исполнения и последующий сбор статистики и показателей для составления целостной картины. Что такое внутренний контроллинг, с помощью каких инструментов его реализуют и каких показателей он помогает достичь – ниже.

Цели и задачи

Понятие в целом представляет собой систему, которая через совокупность мер обеспечивает эффективную деятельность организации и достижение поставленных целей: увеличение прибыли, повышение качества продукции, улучшение предоставляемых услуг. То есть целью является эффективное профессиональное управление организацией. Оно реализуется через следующие задачи:

  • формирование системы планирования и ее реализация;
  • сбор и обработка информации;
  • контроль управленческих решений;
  • создание системы наблюдения и организация мероприятий по ее использованию.

Это список стратегических задач, которые на практике реализуются методом проведения определенных мероприятий. В частности, разработка структуры сбора, учета и анализа информации, действия по контролю работы персонала, отладка бизнес-процессов на местах, отслеживание выполнения установленных показателей и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАСХОДОВ СОТРУДНИКОВ

Внутренний контроллинг учитывает все ресурсы компании: персонал, финансы, оснащение. В нем главное место занимает не составление отчетов по результатам периодов, а текущий контроль и планирование, которые помогают в принятии ключевых решений для развития организации в долгосрочной перспективе. Результаты внедрения такой системы на практике оказываются важным инструментом для руководителя в разработке стратегии и тактики присутствия компании на рынке.

Два основных направления контроллинга

Одним из ключевых параметров для классификации является период действия. Выделяют контроллинг текущий и стратегический. Первый осуществляется в онлайн-режиме, то есть отслеживает принятие решений, текущие бизнес-процессы, соблюдение показателей, сбор отчетности и ее анализ.

Стратегический направлен на будущее. В него входит большее количество инструментов, необходимых для реализации системы. Если оперативный контроллинг оперирует в основном учетом, то есть сбором отчетности в различных формах, то стратегический изучает не только внутренние процессы в организации, но и внешнюю среду. Так как прогрессивное развитие возможно только с учетом сторонних факторов, которые оказывают существенное влияние на деятельность компании и позволяют, при необходимости, вовремя ее скорректировать.

Стратегический контроллинг ставит перед собой следующие задачи:

  • постановка качественных и количественных целей развития;
  • проработка основных и альтернативных направлений развития;
  • определение критических показателей внешней среды, при которых в действие вступают альтернативные схемы;
  • оценка и выделение слабых сторон организации;
  • разработка системы показателей.

В его ведении находится и руководство экономическим потенциалом предприятия. Тесное согласование оперативного и стратегического контроллинга помогает организации поддерживать заданный курс и достигать поставленных целей.

Заключение

Внедрившееся в менеджмент организаций в России относительно недавно понятие стало синонимом грамотного и профессионального управления с оценкой долгосрочной перспективы развития. Не просто контроль, но и оценка внешних и внутренних рисков, проработка слабых и сильных сторон компании, формирование основного и альтернативных сценариев развития помогают привести компанию к улучшению экономических показателей. Особенно актуально это становится в условиях нестабильной экономической обстановки и царствующего экономического кризиса.

 

Смотрите также: