В современных реалиях быстро меняющейся ситуации на рынке менеджмент и управление компанией требуют принятия быстрых, адекватных и эффективных решений. Для этого важно, чтобы работа всех внутренних систем была скоординирована, а бизнес-процессы отлажены до автоматизма. Помочь в этом призван контроллинг предприятия. Он не равняется контролю, а представляет собой иное понятие, направленное на планирование стратегии развития, тогда как контроль подразумевает изучение уже свершившихся решений на основе сравнения плановых и отчетных показателей.
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАСХОДОВ СОТРУДНИКОВЧто входит в концепцию контроллинга предприятия
Понятие может рассматриваться с двух сторон. С одной под ним подразумевают определенную схему мышления руководителя, в которой он ставит в приоритет эффективное развитие предприятия в долгосрочной перспективе. С другой – это система, планирования, контроля, принятия важных управленческих решений, ставящая во главу угла все то же успешное долгосрочное развитие бизнеса.
Концепция контроллинга в своей основе содержит несколько главенствующих элементов:
- нацеленность на успешное развитие предприятия в долговременной перспективе;
- создание структуры организации с прицелом на оперативное принятие тактических и стратегических решений;
- внедрение эффективной информационной системы, соответствующей целевому управлению предприятием;
- разделение задач управления на несколько ступеней.
Цикл состоит из планирования, принятия и контроля исполнения управленческих решений. Планирование в рамках контроллинга производится по типу «встречных потоков»: сначала вертикаль (?) осваивается «сверху вниз», а после наоборот. Именно поэтому важно наладить отработку плановых решений и внедрить ее на местах для детального исполнения.
Основы контроллинга
Несмотря на то, что понятие ассоциируется со словом «контроль», его можно скорее противопоставить. Контроль предполагает детальное изучение уже принятых решений на основе графиков и отчетов. Контроллинг направлен в будущее: каким образом принимать эффективные решения для достижения нужных результатов, а также как отслеживать их исполнение.
Реализация этой модели в рамках организации происходит контроллерами. Это специалисты, выполняющие роль навигаторов в процессе развития компании.
Ключевая цель контроллинга
Внедрение этой системы на предприятии требуется для того, чтобы направить силы на успешное развитие бизнеса и достижение главной цели – получение прибыли. Перед контроллерами стоит три основных задачи контроллинга:
- планирование;
- контроль;
- регулирование.
Для их реализации в организации используются сбор и аккумуляция информации, ее изучение, внедрение эффективной управленческой системы, стандартизация критериев оценки успешности работы отделов и подразделений компании. Причем контроллер должен изучать не только внутренние протекающие в организации процессы. Для разработки стратегии успешного развития бизнеса специалист должен также проводить сбор и анализ информации о внешних обстоятельствах (текущей рыночной ситуации, правительственных программах, потребностях рынка), изучать предложения конкурентов, просчитывать инвестиционные проекты. В его компетенцию входит и оценка рисков при слиянии с другими организациями в различных формах.
Когда требуется контроллинг?
Компаниям, которые нацелены на долгосрочное развитие, внедрение этой системы пойдет на пользу. Актуально оно как для крупных организаций, так и для небольших динамично развивающихся предприятий. Витально необходимым становится в периоды проседания экономики, когда ситуация на рынке обостряется, и от верности принятого решения фактически зависит, будет ли шанс у предприятия справиться с трудностями.
Для управляющих менеджеров сбор данных и их анализ может выполнять контроллер. Таким образом полученная информация, как и бизнес-план, становятся основой для принятия стратегических решений.