Наряду с отдыхом одной из наиболее частых причин для выездов за пределы страны становится бизнес. Возможность развиваться, налаживать новые рабочие отношения, осваивать и расширять рынки сбыта требуется практически в каждой отрасли. Закономерно то, что профессионально-деловой туризм с каждым годом наращивает обороты. У него существует несколько разновидностей, одна из наиболее популярных – корпоративные мероприятия, встречи или MICE.
Что такое деловой туризм?
Это направление в индустрии, в котором совмещается отдых с решением рабочих вопросов, посещением тематических мероприятий, расширением рынка сбыта, налаживанием новых связей. Но список целей такого вида туризма можно расширить:
- инвестиции в зарубежное производство/разработки;
- изучение заграничного опыта работы;
- обучение языку, новому опыту и навыкам;
- заработок.
Это направление традиционного туризма существует уже много лет, но с появлением новых видов транспорта, глобализацией, появлением международным корпораций оно получило новый виток развития. Активно путешествуют не только руководители, но и рядовые сотрудники. Для большинства компаний подобный опыт необходим – мобильность и развитие способствуют совершенствованию бизнес-процессов, улучшению качества работы и, как следствие, увеличению прибыли и конкурентоспособности на рынке.
Главная особенность таких поездок заключается в том, что путешествие совершается с практической целью – для заработка, обучения, заключения контрактов и т.д.
Деловой туризм может быть индивидуальным или корпоративным. Одна из его разновидностей – MICE (с английского Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions). Это направление связано с проведением корпоративных событий. Если расшифровывать аббревиатуру MICE, то в список войдут:
- корпоративные мероприятия;
- поощрительные туры;
- тимбилдинги, обучающие программы для персонала;
- конференции, семинары, выставки, встречи.
Зачастую организаторами MICE становятся специализированные агентства и компании, оказывающие полный комплекс услуг – от рассылки приглашений до размещения и сопровождения гостей.
Международный деловой туризм
Существует несколько особенно популярных направлений, которые уже отработаны и привлекают путешественников развитой экономикой, большим количеством специализированных мероприятий:
- Кипр. Компактный остров предоставляет все возможности для отличного отдыха, а для бизнесменов ценной является особая политика в налогообразовании.
- Объединенные Арабские Эмираты. Страна, привлекательная для поиска инвесторов, с отличными условиями для пляжного отдыха.
- Южная Корея.
- Российская Федерация.
- Монако.
- Франция.
- Китай.
Несколько отстают в популярности, но все же привлекают поток деловых туристов Иордания и Беларусь.
В некоторых странах деловой туризм имеет сезонность: поток гостей в страны увеличивается в периоды проведения семинаров, форумов, конференций. Например, в России это форум инновационных финансовых технологий, который проводится в октябре восточный экономический форум во Владивостоке, международный финансовый конгресс в Санкт-Петербург и другие.
В России для иностранных гостей особенно популярными являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Владивосток, Нижний Новгород. Это регионы с развитой экономикой и широкими возможностями для налаживания партнерских отношений и освоения новых рынков.
Тенденции развития делового туризма
Привлекательность специализированных поездок напрямую зависит от динамики экономики. Это связано с тем, что целью большинства таких путешествий является прямое или опосредованное получение прибыли. В текущем году список наметившихся тенденций в сфере делового туризма выглядит так:
- увеличение количества индивидуальных путешествий;
- повышение востребованности узконаправленных отраслевых выставок;
- рост востребованности профессиональных поездок короткой продолжительности – до 3 дней;
- совершенствование сферы услуг;
- рост количества специализированных мероприятий (выставок, конгрессов, семинаров), в том числе для приглашенных партнеров.