Планирование и исполнение бюджета в организации – процесс многоступенчатый. Для эффективного бюджетирования необходимы сбор и анализ данных, которые помогут избежать ошибок в будущем.
Контроль исполнения бюджета подразумевает под собой сопоставление фактических результатов деятельности с запланированными, анализ информации для выявления отклонений и формирование выводов для последующего планирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТА КОМАНДИРОВОКВ идеальных условиях запланированные показатели доходности должны быть достигнуты, а запланированные расходы – не превышать установленный лимит. На практике же добиться такого достаточно сложно из-за многочисленных переменных, оказывающих прямое и косвенное влияние на бюджет. Однако для эффективного бюджетирования требуется постоянный мониторинг показателей, а на основе аналитических данных можно более гибко прогнозировать доходы и расходы.
Виды контроля исполнения бюджетов предприятия
Существует три основных вида, разделяемых по времени проведения:
- предварительный;
- оперативный (текущий);
- заключительный.
Предварительный требуется в основном для предотвращения возможных нарушений. Такой контроль заключается в согласовании заявок до совершения сделок.
Оперативный или текущий проводится с определенной периодичностью, как правило, каждую неделю или один раз в квартал. Он направлен на выявление фактических отклонений от запланированных показателей.
Заключительный проводится как итоговая оценка эффективности освоения бюджета, причем как в комплексе, так и по отделам.
Текущий и заключительный контроль требуют тщательного изучения документации. Каждый из них состоит из трех этапов:
- сбор информации;
- анализ и поиск ошибок;
- формирование стратегии для дальнейшей работы без выявленных отклонений.
Как работает контроль бюджета предприятия и система управления
Для осуществления проверки расходования используются в основном оперативные данные бухгалтерского и управленческого учета. Поэтому необходимо, чтобы автоматизированная система управления на предприятии имела возможность в нужном формате собирать и анализировать необходимые сведения. В некоторых случаях выполняется ее доработка, которая чаще всего включает детализацию плана счетов, изменение расчета себестоимости и методов учета затрат.
При разработке форм отчетов об исполнении бюджета учитывается их соответствие исходным бюджетным формам, в частности, охват сфер управления и аналитических показателей. Может потребоваться их углубление и «подгонка» под конкретные требования.
Формы отчетов на предприятии должны содержать данные не только о фактических, но и о запланированных расходах, а также итоговую калькуляцию отклонений в процентном соотношении. В результате на основании таких форм удается сделать выводы о вероятном исполнении или неисполнении бюджета за текущий выделенный период.
Для работы с новыми формами отчетности требуется привести их к стандартизированному виду, как и бюджетные, а также сопроводить инструкциями по заполнению.
Контроль бюджета в организации: практические советы
Для эффективной работы всей системы в целом требуется:
- Проанализировать систему учета и выявить, присутствуют ли в ней аналитические признаки, заложенные в бюджете. В противном случае свести запланированный бюджет с фактическим вряд ли удастся.
- Предупредить появление ошибок. Это можно сделать при адекватных мерах предварительного и текущего контроля бюджета. То есть избежать ошибок еще на этапе подготовки и проведения сделок, внедрив специальные процессы проверки документации.
- Установить регламент проверок. Процедуру контроля выполнения бюджета предприятия рекомендуется разделить на этапы, каждый из которых документально зафиксировать. Количество проверок, их сроки и объем, определенные в соответствующих документах, помогут сделать весь процесс более прозрачным и повысят общее качество.