
«Бухгалтерский учет — это система обязательной отчетности, регламентированная государством. Его главная задача — контроль и отчетность перед фискальными органами.
Управленческий учет — это внутренний инструмент управления бизнесом, позволяющий принимать оперативные решения» — рассказывает главный бухгалтер Hamilton Apps.
Основные отличия бухгалтерского и управленческого учёта:
- Целевое назначение:
- Бухгалтерский учет — это отчетность для государства и расчета налогов;
- Управленческий учет — помощь руководству в принятии решений и детализированная аналитика затрат.
- Доступность информации:
- Бухгалтерский учет открыт и доступен для контролирующих органов;
- Управленческий учет доступен только ограниченному кругу лиц внутри компании.
- Гибкость системы:
- Бухгалтерский учет — это строгое следование нормативам и законодательным актам;
- Управленческий учет настраивается под нужды бизнеса и его основные задачи.
- Детализация данных:
- Бухгалтерский учет представляет собой общую финансовую картину по компании;
- Управленческий учет представляет глубокий анализ по направлениям, подразделениям, бизнес-юнитам, проектам, сотрудникам и т.п.
- Оперативность:
- Бухгалтерский учет — это финансовая отчетность по периодам;
- Управленческий учет — это актуальная информация в режиме реального времени.
Давайте рассмотрим разницу в бухгалтерском и управленческом учете на примере организации командировок.
При направлении сотрудника в командировку в бухгалтерском учете фиксируются:
- Фактические расходы на командировку;
- Подтверждающие документы (чеки, ваучеры, посадочные талоны);
- Общая сумма затрат;
В управленческом учете анализируются:
- Эффективность потраченных средств;
- Соответствие расходов бизнес-целям поездки;
- Обоснованность трат.
Именно благодаря управленческому учету компания может установить четкие правила:
- Запрет на бронирование повышенного класса транспортного средства без специального согласования;
- Лимит на проживание в гостинице по звездности, типу номера, продолжительности проживания (например, по грейду сотрудника);
- Ограничения по сумме расходов на трансфер, визы и прочие расходы;
- Регламент компенсации транспортных расходов.
Система контроля в управленческом учете позволяет:
- Отслеживать нецелевые расходы;
- Анализировать эффективность командировок;
- Оптимизировать бюджет на командировки;
- Предотвращать необоснованные траты.
В приложении Hamilton Авансовый отчет наши Заказчики могут индивидуально настроить лимиты на любые типы расходов, включая представительские. Это помогает компаниям выстроить эффективную систему контроля и избежать лишних трат, например, на бизнес-класс без веской причины.