«Бухгалтерский учет — это система обязательной отчетности, регламентированная государством. Его главная задача — контроль и отчетность перед фискальными органами.

Управленческий учет — это внутренний инструмент управления бизнесом, позволяющий принимать оперативные решения» — рассказывает главный бухгалтер Hamilton Apps.

Основные отличия бухгалтерского и управленческого учёта:

  1. Целевое назначение:
  • Бухгалтерский учет — это отчетность для государства и расчета налогов;
  • Управленческий учет — помощь руководству в принятии решений и детализированная аналитика затрат.
  1. Доступность информации:
  • Бухгалтерский учет открыт и доступен для контролирующих органов;
  • Управленческий учет доступен только ограниченному кругу лиц внутри компании.
  1. Гибкость системы:
  • Бухгалтерский учет — это строгое следование нормативам и законодательным актам;
  • Управленческий учет настраивается под нужды бизнеса и его основные задачи.
  1. Детализация данных:
  • Бухгалтерский учет представляет собой общую финансовую картину по компании;
  • Управленческий учет представляет глубокий анализ по направлениям, подразделениям, бизнес-юнитам, проектам, сотрудникам и т.п.
  1. Оперативность:
  • Бухгалтерский учет — это финансовая отчетность по периодам;
  • Управленческий учет — это актуальная информация в режиме реального времени.

Давайте рассмотрим разницу в бухгалтерском и управленческом учете на примере организации командировок.

При направлении сотрудника в командировку в бухгалтерском учете фиксируются:

  • Фактические расходы на командировку;
  • Подтверждающие документы (чеки, ваучеры, посадочные талоны);
  • Общая сумма затрат;

В управленческом учете анализируются:

  • Эффективность потраченных средств;
  • Соответствие расходов бизнес-целям поездки;
  • Обоснованность трат.

Именно благодаря управленческому учету компания может установить четкие правила:

  • Запрет на бронирование повышенного класса транспортного средства без специального согласования;
  • Лимит на проживание в гостинице по звездности, типу номера, продолжительности проживания (например, по грейду сотрудника);
  • Ограничения по сумме расходов на трансфер, визы и прочие расходы;
  • Регламент компенсации транспортных расходов.

Система контроля в управленческом учете позволяет:

  • Отслеживать нецелевые расходы;
  • Анализировать эффективность командировок;
  • Оптимизировать бюджет на командировки;
  • Предотвращать необоснованные траты.

В приложении Hamilton Авансовый отчет наши Заказчики могут индивидуально настроить лимиты на любые типы расходов, включая представительские. Это помогает компаниям выстроить эффективную систему контроля и избежать лишних трат, например, на бизнес-класс без веской причины.