Эффективная организация финансовых потоков в компании напрямую влияет на ее развитие и положение на рынке. Важно не только наладить распределение средств и отследить пути их расходования, но и составить план будущих трат. В нестабильной экономической ситуации в стране это способствует сохранению успешности бизнеса.
Финансовое планирование требуется как крупным, так и мелким игрокам рынка. В него оказываются вовлечены не только сотрудники экономических отделов и управляющего звена, но и конечные исполнители, напрямую ощущающие на себе результаты принятых руководством решений.
КОМАНДИРОВКИ И АВАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ ОНЛАЙНКакие задачи решает финансовое планирование компании?
Цели бывают двух видов:
- Экономические – охватывают улучшение финансовых показателей компании.
- Неэкономические – группируют в себе другие пути развития: совершенствование качества товара или услуги, повышение узнаваемости бренда или лояльности клиентов, рост числа клиентов и т.д.
Финансовое планирование напрямую взаимосвязано с производственным планированием, оно учитывает потребности и направление развития организации и становится инструментом для достижения намеченных целей.
Список задач, которые решает финансовое планирование:
- эффективное осваивание финансовых ресурсов, их распределение для покрытия основных потребностей компании, а также выделение рациональных направлений развития для получения наибольшей прибыли;
- соотношение основных ресурсов с производственными планами;
- определение источников и способов увеличения доходности организации.
Выработка финансовой стратегии важна для любой организации, так как она помогает трансформировать «бумажные» цели в определенные финансовые показатели и определяет жизнеспособность и прибыльность тех или иных проектов. Без этого привлечь необходимое внешнее финансирование невозможно.
Как осуществляется финансовое планирование работы?
Список принципов выглядит следующим образом:
- определение приоритетов;
- прогнозирование;
- организация финансовой безопасности;
- оптимизация ресурсов;
- внедрение мер;
- мониторинг;
- сбор и анализ информации.
Разработка стратегии состоит из следующих этапов:
- изучение финансовых показателей предприятия;
- выявление ключевых направлений для распределения ресурсов и инвестирования;
- создание структуры источников финансирования;
- формирование смет и бюджетов;
- проработка системы контроля и управления.
Планирование осуществляется в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Внедрение проработанных мер всегда завершается анализом и сверкой показателей. После этого может потребоваться корректировка предписаний.
Топ-3 ошибки планирования финансовой деятельности
По статистическим данным из открытых источников, в России всего около 20% организаций достигают поставленных стратегических целей. Что интересно, зачастую проблема кроется не в непреодолимых обстоятельствах, стоящих на их пути, а в ошибках планирования, в том числе финансового.
Выделим 3 самые популярные ошибки:
- Бюджет и стратегическое развитие не взаимосвязаны. Чаще всего бюджет выстраивается с учетом текущих или ближайших планируемых расходов – без учета долгосрочной перспективы. Чтобы грамотно распределить нагрузку и встать на путь эффективного развития, требуется составлять бюджет с учетом стратегических трат.
- Стратегия развития остается тайной для персонала. Сотрудники должны быть в курсе стратегии развития организации, эта информация должна находиться в свободном доступе и отражать влияние персонала на деятельность компании, иначе всё это не имеет никакого смысла.
- Отстраненность ключевых сотрудников при планировании бюджета. Сотрудники, участвующие в бюджетировании, часто не в курсе, как именно работают специалисты на местах. Мнение конечных исполнителей может оказаться важным для составления эффективного бюджета.