Когда речь заходит о контроллинге, первой ассоциацией становится контроль. И это ошибка: на деле понятия, схожие своим корнем, оказываются в совершенно разных концах логической цепочки. Контроллинг в организации связан с настоящими и будущими решениями и бизнес-процессами. А их результаты, как раз, и становятся предметом для контроля – всестороннего изучения, сбора статистики. В этом и заключается основное отличие между этими понятиями. Как выглядит контроллинг на предприятии, подробнее о его структуре – ниже.
АВАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ И КОМАНДИРОВКИ ОНЛАЙНКому, когда, зачем
Контроллинг требуется компаниям, задействованным в разных сферах бизнеса. В первую очередь он нужен тем, кто нацелен на развитие и совершенствование деятельности. Необходимой мерой он становится в сложной экономической ситуации, когда каждое принимаемое управленческое решение можно сравнить с шагами по минному полю – цена ошибки становится очень высокой.
Контроллинг направлен на ориентирование основных управленческих процессов на достижение конкретных целей: улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности, увеличение прибыли и т.д. Фактически его целью является поддержание высокого уровня управления организацией.
При реализации контроллинга на практике ключевыми задачами становятся:
- выработка системы планирования и ее внедрение;
- аккумуляция информации и ее обработка;
- контроль бизнес-процессов и управленческих решений;
- назначение комплекса мер наблюдения.
Предметом внимания контроллинга становятся персонал, ресурсы, финансы. И особое место в его осуществлении занимает составление отчетности. Традиционный отчет изучает итоги принятых решений и сравнивает их с запланированными показателями. Так как контроллинг направлен в настоящее и будущее, он изучает текущее положение дел. Результатом его применения в управлении становится отсутствие необдуманных или неоправданных решений, которые могут отрицательно сказаться на состоянии дел компании.
Основными функциями контроллинга в компании являются:
- информационная;
- учетная;
- аналитическая;
- планировочная.
Отдельные функции могут сливаться, превращаясь в комплекс, выполнение которого требуется для более эффективной и полной реализации поставленных задач и целей.
Реализация контроллинга деятельности предприятия
Исходя из времени действия, выделяют контроллинг оперативный (текущий) и стратегический (направленный на будущие решения).
Первый используется для принятия быстрых решений. Его внедрение требуется для того, чтобы не допустить ухудшения текущих показателей и отследить реализацию запланированных. Стратегический контроллинг охватывает более широкий комплекс мероприятий и направлен на долгосрочные планы, а именно на достижение заданных показателей в перспективе дальнейшего развития.
В текущем контроллинге одним из ключевых моментов становится учет в различных формах: отчеты, показатели деятельности, методы сбора данных и их анализ. Для стратегического контроллинга набор инструментов выглядит следующим образом:
- система документооборота;
- анализ рынков, конкурентов, рисков, издержек и других ключевых факторов;
- разработка методов логистики;
- оценка ключевых факторов присутствия на рынке и показателей деятельности.
Помимо выбранных инструментов внимание уделяется и образованию соответствующей службы. Для контроллинга информации, бизнес-процессов и управленческих решений в компании требуются определенные изменения организационной структуры. В частности, для осуществления узких задач специалист-контроллер. Обычно служба подчиняется генеральному директору или руководителю подразделения.