Когда речь заходит о контроллинге, первой ассоциацией становится контроль. И это ошибка: на деле понятия, схожие своим корнем, оказываются в совершенно разных концах логической цепочки. Контроллинг в организации связан с настоящими и будущими решениями и бизнес-процессами. А их результаты, как раз, и становятся предметом для контроля – всестороннего изучения, сбора статистики. В этом и заключается основное отличие между этими понятиями. Как выглядит контроллинг на предприятии, подробнее о его структуре – ниже.

АВАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ И КОМАНДИРОВКИ ОНЛАЙН

Кому, когда, зачем

Контроллинг требуется компаниям, задействованным в разных сферах бизнеса. В первую очередь он нужен тем, кто нацелен на развитие и совершенствование деятельности. Необходимой мерой он становится в сложной экономической ситуации, когда каждое принимаемое управленческое решение можно сравнить с шагами по минному полю – цена ошибки становится очень высокой.

Контроллинг направлен на ориентирование основных управленческих процессов на достижение конкретных целей: улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности, увеличение прибыли и т.д. Фактически его целью является поддержание высокого уровня управления организацией.

При реализации контроллинга на практике ключевыми задачами становятся:

  • выработка системы планирования и ее внедрение;
  • аккумуляция информации и ее обработка;
  • контроль бизнес-процессов и управленческих решений;
  • назначение комплекса мер наблюдения.

Предметом внимания контроллинга становятся персонал, ресурсы, финансы. И особое место в его осуществлении занимает составление отчетности. Традиционный отчет изучает итоги принятых решений и сравнивает их с запланированными показателями. Так как контроллинг направлен в настоящее и будущее, он изучает текущее положение дел. Результатом его применения в управлении становится отсутствие необдуманных или неоправданных решений, которые могут отрицательно сказаться на состоянии дел компании.

Основными функциями контроллинга в компании являются:

  • информационная;
  • учетная;
  • аналитическая;
  • планировочная.

Отдельные функции могут сливаться, превращаясь в комплекс, выполнение которого требуется для более эффективной и полной реализации поставленных задач и целей.

Реализация контроллинга деятельности предприятия

Исходя из времени действия, выделяют контроллинг оперативный (текущий) и стратегический (направленный на будущие решения).

Первый используется для принятия быстрых решений. Его внедрение требуется для того, чтобы не допустить ухудшения текущих показателей и отследить реализацию запланированных. Стратегический контроллинг охватывает более широкий комплекс мероприятий и направлен на долгосрочные планы, а именно на достижение заданных показателей в перспективе дальнейшего развития.

В текущем контроллинге одним из ключевых моментов становится учет в различных формах: отчеты, показатели деятельности, методы сбора данных и их анализ. Для стратегического контроллинга набор инструментов выглядит следующим образом:

  • система документооборота;
  • анализ рынков, конкурентов, рисков, издержек и других ключевых факторов;
  • разработка методов логистики;
  • оценка ключевых факторов присутствия на рынке и показателей деятельности.

Помимо выбранных инструментов внимание уделяется и образованию соответствующей службы. Для контроллинга информации, бизнес-процессов и управленческих решений в компании требуются определенные изменения организационной структуры. В частности, для осуществления узких задач специалист-контроллер. Обычно служба подчиняется генеральному директору или руководителю подразделения.