Современному человеку всё сложнее представить свою жизнь без облачных сервисов – как в личной жизни, так и на рабочем месте. Облака фактически захватили мир, доказав свою эффективность и привнеся во всевозможные процессы максимальный комфорт.

С приходом облачных сервисов стали популярны и аббревиатуры их моделей: IaaS, PaaS и SaaS. Но что они означают, и чем отличаются друг от друга? Разбираемся в материале ниже.

IaaS облако

IaaS (Infrastructure as a Service/Инфраструктура как услуга) – это облачное решение, вычислительные мощности которого могут использоваться клиентом по собственному усмотрению в полном объеме: например, виртуальный сервер, сеть, хранилище данных, операционная система.

IaaS-провайдер вкладывает собственные средства в покупку серверов, построение сетей, организацию и поддержку необходимой инфраструктуры, а также налаживание корректной и безопасной работы в ней. Установкой и настройкой в данном случае пользователь занимается самостоятельно.

Проще говоря, используя IaaS сервис, вы максимально управляете своим приложением, но находитесь в инфраструктуре провайдера.

Используя облачные технологии IaaS, клиент получает:

  • денежную и временную экономию на приобретении и обслуживании «железа»;
  • безотказную работу инфраструктуры без привлечения внутренних специалистов;
  • лёгкое масштабирование в зависимости от возникающих потребностей.

PaaS облако

PaaS (Platform as a Service/Платформа как услуга) – это облачное решение, в среде которого клиент может создавать собственные вычислительные мощности и далее также ими управлять.

PaaS-провайдер вкладывает средства в организацию готовой платформы и обеспечение её бесперебойной работы, что сделать самостоятельно довольно сложно и затратно. Вы же самостоятельно разрабатываете, разворачиваете и запускаете на ней свои приложения.

Используя PaaS платформу, клиент получает возможность:

  • в короткий срок запускать собственные разработки;
  • собирать статистику по их функционированию;
  • оперативно принимать оптимальные решения по развитию.

SaaS облако

SaaS (Software as a Service/Программное обеспечение как услуга) – это облачное решение, в рамках которого клиент получает доступ к использованию вычислительных мощностей, например, электронная почта, CRM, ERP.

Раньше подобные приложения было необходимо устанавливать на каждый отдельный компьютер. Сегодня работать с ними можно с любого мобильного устройства из любой локации, имея только доступ в интернет. Для полноценного использования функционала вы просто переходите по ссылке в необходимое приложение и вводите свой логин и пароль.

SaaS-провайдер со своей стороны обеспечивает не только бесперебойную работу всей инфраструктуры, но и полностью берет на себя вопросы настройки, обновлений и поддержки предоставляемого в пользование клиенту приложения.

Используя SaaS сервис, клиент экономит на:

  • закупке и обслуживании необходимого оборудования;
  • администрировании и расширении инфраструктуры;
  • обновлении и поддержке приложений.

Для наглядного примера модели SaaS возьмем приложения для управления командировками и авансовой отчетностью от Hamilton Apps. Эти приложения разработаны под ключ на базе облачных технологий – проще говоря, готовое решение предоставляется компании-клиенту в аренду.

Для легкого и быстрого оформления командировок и авансовых отчетов сотрудники этих компаний проходят с любого мобильного устройства по ссылке, вводят свой логин и пароль и далее используют весь необходимый функционал приложения.

SaaS-платформа является максимально гибкой, что позволяет провайдеру полностью адаптировать приложения под потребности каждого отдельного клиента, оперативно реагировать на любые изменения в законодательных нормах или внутри компании, а также на появление новых технологических решений на рынке.

Облачный подход также позволяет провайдеру обеспечивать доступность приложений 99,8% времени, а при возникновении вопросов пользователь всегда может позвонить или написать в службу поддержки.

Больше информации об облачном подходе Hamilton Apps можно найти на странице сайта Облако.


Преимущества использования облачных технологий

Оптимальная стоимость

В зависимости от модели облачные провайдеры работают по схеме ежемесячной фиксированной абонентской платы за определенный объем выделенных мощностей или по схеме пополнения баланса в случае возникновения необходимости в дополнительных мощностях.

Расходы на облачные технологии обычно относятся к статье регулярных операционных расходов. При этом компании-клиенту не нужно закладывать бюджет на закупку и обслуживание оборудования, а также администрирование инфраструктуры – эта зона ответственности остается на стороне провайдера. В случае с SaaS-решениями провайдер также берет на себя расходы по обновлению и поддержке всех вычислительных мощностей.

Такие условия сотрудничества означают, что компании-клиенту нет необходимости набирать большой штат IT-специалистов, что значительно сокращает расходы на ФОТ. Сотрудники компании просто работают с конечным продуктом, не переживая за техническую часть, что высвобождает их время на улучшение работы клиентского сервиса и внутренних бизнес-процессов.

Лёгкое масштабирование

Любая компания сталкивается с непредсказуемостью внешнего и внутреннего трафика в течение года, для сезонных бизнесов это особенно актуальная проблема. В моменты резкого роста масштабирование IT-инфраструктуры становится неизбежным, ведь компании нужно в кратчайшие сроки обеспечить эффективную обработку поступающих данных.

Есть также и обратная ситуация: компания подготовилась заранее к росту, а закупленное серверное оборудование в итоге простаивает. По статистике около 30% оборудования оказывается незадействованным, в то время как деньги на поддержание его работоспособности регулярно тратятся.

Используя облачные технологии, вы платите только за их фактическое использование без простоев, а при необходимости масштабирования получаете оперативную помощь от сформированной для этого команды специалистов.

Безопасная работа

В современном мире конфиденциальности и защите персональных данных уделяется огромное внимание, безопасность их сбора и обработки регулируется на законодательном уровне Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В случае нарушения этого закона любой оператор ПД получает крупный штраф.

Поставщики облачных технологий относятся к обеспечению безопасности особенно серьезно, ведь в их приложениях хранятся конфиденциальные данные как физических лиц, так и сотрудников компаний-клиентов. Для обеспечения защиты этих данных в облаке провайдеры должны предоставлять в пользование только те технические инструменты, которые прошли проверку и получили специальные сертификаты, отвечающие всем требованиям законодательства.

Кому подойдет облачная модель?

Как мы выяснили, облачные технологии экономичны, удобны и безопасны в любой модели. Их использование особенно показано компаниям, в которых:

  • необходимость в IT-мощностях время от времени меняется от большего к меньшему и наоборот;
  • бизнес очень быстро масштабируется, а налаживание IT-инфраструктуры происходит значительно медленнее;
  • нет достаточных первоначальных средств для вложений в собственное «железо»;
  • необходимо сократить операционные расходы;
  • запускается тестовое направление бизнеса, требующее стартовой IT-инфраструктуры.

Если же компания входит в число бизнесов, деятельность которых тщательно регулируется, а хранение персональных данных на внешних серверах (особенно расположенных в другой стране) запрещено, использование облачных технологий ей не подойдет.

Обратите внимание: если для выполнения задач компании требуются узкие кастомные решения, в ряде случаев более простым и эффективным может оказаться выстраивание IT-инфраструктуры «под себя», а не использование облачной.