Деятельность коммерческих предприятий неразрывно связана с вложением средств и получением доходов. Причем средства вкладываются в дело сегодня, а доходы извлекаются в лучшем случае завтра, а порой и через n месяцев – в долгосрочной перспективе. Однако для того, чтобы понять, окупятся ли затраты и стоит ли ожидать прибыли, требуется провести анализ целого ряда факторов.

В частности, к таким факторам относятся:

  • условия на рынке сбыта;
  • предложения конкурентов;
  • наличие источников внешнего финансирования;
  • структура активов и т.д.

Оценка этих факторов позволяет составить представление о результативности вложения средств. Именно определение состояния организации в окружающих ее условиях на основании текущего положения дел и называется прогнозирование финансового анализа. Оно неразрывно связано с исследованием последствий плановых и внеплановых решений.

Для эффективного управления предприятием требуется не только анализировать последствия принятых решений, но и предварительно рассматривать их с разных точек зрения, предполагая возможный исход в той или иной ситуации. Это же касается и финансового прогнозирования. Отличие его от планирования заключается в том, что прогнозирование учитывает различные варианты развития событий и подставляет соответствующий сценарий впоследствии. Тогда как планирование видит поставленную цель и составляет алгоритм действий для ее реализации. В планировании прогнозные оценки играют важную роль, так как помогают выстроить целостную схему для достижения заданных показателей с максимальной достоверностью.

Какие цели ставит прогнозирование финансового состояния организации

Основных целей две:

  • оценка финансовых и экономических перспектив в заданный промежуток времени;
  • формирование выводов на основе данных оценки и рекомендаций для руководителей организации для выработки целостной стратегии.

Причем прогнозирование производится для оценки показателей как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Руководитель в результате может получить рекомендации тактического и стратегического характера. Речь идет не только о возможном перераспределении финансовых потоков и успешности или безуспешности того или иного инвестиционного проекта. Финансовое прогнозирование в нестабильной экономической ситуации оценивает также возможности и условия для нормализации состояния предприятия. Прогнозирование в таком разрезе является обязательным и эффективным элементом антикризисного управления предприятием.

Методы оценки и прогнозирования финансового состояния организации

Наиболее корректно экономическое состояние компании можно описать с помощью трех показателей:

  • баланс доходов и расходов;
  • баланс пассивов и активов;
  • баланс зачислений и платежей.

Эти же три баланса наиболее точно отображают экономическую успешность. Именно их стоит расценивать как основу методов в финансовом прогнозировании.

Прогнозирование рассматривается как построение финансовой модели предприятия с различными вводными. Соответственно, по результатам изучения модели можно сделать выводы о целесообразности принятия тех или иных решений.

Варианты прогнозов

Продолжительность прогнозного периода может быть различной. Речь идет как о нескольких днях, так и о десятилетиях. На практике же наиболее распространенным и правдоподобным оказывается прогноз, составленный на 2-2,5 года. Более продолжительные прогнозные оценки имеют высокую долю погрешности из-за нестабильной ситуации на экономическом рынке. Краткосрочные прогнозы оказываются показательными, но имеют низкую эффективность, так как руководителям для выработки стратегии и тактики требуется понимать окупаемость инвестиционных проектов в среднем в течение 2-2,5 лет. В прогнозировании есть много переменных, часть из которых нестабильна (например, уровень продаж), из-за чего точность оценочных данных снижается.

Прогноз может быть:

  • пессимистичным;
  • оптимистичным;
  • реалистичным.

Составление его в трех вариантах дает возможность руководству подготовиться как к худшему сценарию развития, так и к реальному положению дел.