Эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия отображают расходы. При этом специфика деятельности и организационно-правовая структура компании не играют особой роли. Именно затраты демонстрируют, насколько эффективно компания реализует план работ. Соответственно, управлению ими должно уделяться особенное внимание, этот процесс должен быть скоординированным и грамотным.
Контроль управления затратами компании подключается еще на этапе планирования показателей хозяйственной деятельности. Ввести его без работающей системы координации бизнес-процессов невозможно. Структурированные и управляемые бизнес-процессы выстроены в целый комплекс, результаты работы которого легко спрогнозировать.
Управление затратами на предприятии целесообразно внедрять в том случае, если его применение способно повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности и улучшить ее показатели.
Какими бывают затраты на предприятии?
Существует несколько способов классификации издержек. Разберем один из основных — по характеру — издержки могут быть внешними и внутренними.
Внешние: сырье, материалы, выплаты по кредитным обязательствам и т.д. Во внутренние входят:
- оплата труда;
- отчисления в фонд социальной защиты;
- командировочные расходы;
- расходы на организацию корпоративных мероприятий;
- налоги и сборы и т.д.
Внутренние издержки по сравнению с внешними более гибкие. По этой причине сокращению первостепенно подлежат именно они. Компании, нацеленные на развитие, сокращению предпочитают оптимизацию, что является наилучшим решением. Приведём пример по командировочным расходам.
В силу специфики бизнеса сотрудники могут довольно часто ездить в командировки, что в итоге встаёт компании в кругленькую сумму. Отказаться от командировок было бы неразумно, ведь именно в поездках решаются ключевые вопросы с потенциальными клиентами и, как итог, заключаются сделки. А вот начать грамотно управлять командировочными расходами, то есть оптимизировать их — это решение, при котором компания не потеряет своих клиентов и, как итог, деньги, и при этом начнет существенно экономить на командировочном процессе.
Такой эффект может дать только комплексная автоматизация, при которой все участники бизнес-процесса работают в единой системе, а сам процесс максимально упорядочен и прозрачен.
Автоматическая проверка каждого запроса на командировку в соответствии с Travel-политикой компании исключает несанкционированные поездки и превышения лимитов сотрудниками компании. Функционал позволяет оптимизировать командировочный процесс, что ускоряет его вдвое. Как итог, компания начинает экономить до 40% расходов в зависимости от ее масштаба.
Управление затратами компании как залог получения прибыли
Грамотное руководство оказывает прямое влияние как на повышение качества готового товара/услуги, так и на финансовые показатели. Именно поэтому управление структурой затрат – одна из приоритетных задач для многих компаний.
В этом процессе роль играют характеристики издержек: абсолютный объем и динамика. Первый отображает эффективность затрат и выводится в виде разницы сопоставления плановых и действительных трат. В результате изучения этих данных можно сделать выводы не только об объеме трат, но и составить их схему по элементам.
Основываясь на характеристиках и видах затрат, подбирается и способ управления – косвенный или прямой.
Первый оперирует учетом и анализом издержек. Он принимает во внимание их особенности, схему распределения, влияние внешних и внутренних факторов. Второй становится действующим инструментов в виде сокращения или оптимизации. Порядок управления затратами предполагает не полное их снижение по всем статьям, а перераспределение в соответствии с нуждами производства. Ведь для повышения качества товара/услуги в некоторых случаях разумнее пойти на дополнительные траты – это поможет повысить интерес потребителя и в результате принесет дополнительный доход.
Существует несколько методов организации управления затратами на производстве:
- целевое распределение;
- распределение про процессам;
- распределение на базе жизненного цикла товара/услуги;
- сопоставление с ведущими результатами конкурентов;
- стратегическое планирование.
Методы могут комбинироваться между собой для достижения оптимального результата.
Управление затратами и результатами выполняется с помощью различных инструментов. Необходимым является анализ, который выполняется по одному из алгоритмов:
- АВС – расчет затрат по основным видам деятельности предприятия. Отражает не только уровень себестоимости товара/услуги, но и то, какая доля издержек приходится на ту или иную отрасль.
- Факторный – расчет с учетом нескольких факторов, каждый из которых оказывает на результат определенное влияние. Этот алгоритм демонстрирует основные факторы, оказывающие влияние на финансовые показатели, а также их взаимную корреляцию.