Успешному достижению поставленных целей во многом способствует правильно сформированный прописанный устав и регламент предприятия. И в полной мере это касается финансовой политики компании, которая устанавливает «правила игры» для предприятия. Это глобальное понятие, которое охватывает не только внутреннюю деятельность, но и взаимодействие с внешними факторами. Подробнее о том, что такое финансовая политика компании, ниже.

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ TRAVEL ПОЛИТИКИ

Понятие на практике

По своей сути, политика – это определенный комплекс элементов финансовых отношений внутри предприятия, направленный на реализацию стратегии и тактики развития компании. При ее разработке во внимание обязательно принимается соответствие стратегии и уставу организации.

Понятие финансовой политики подразумевает:

  • формирование концепции управления финансовыми ресурсами;
  • выделение основных направлений расходования средств в согласии с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами;
  • реализация поставленных целей и последующий анализ.

Финансовая политика разделяется на стратегическую и тактическую. Первая фактически необходима для разработки финансовых моделей, долгосрочного планирования и бюджетирования. Тактическая – это реализация поставленных планов на практике.

Внутренние правила финансовой политики организации могут быть негласными или же прописанными в нормативных актах и уставах. Это зависит от структуры и особенностей организации. Например, в небольших компаниях правила могут быть негласными, не требующими строгого регламента. Тогда как в организациях со сложной разветвленной сетью подразделений рекомендуется использовать стандартизированный формалистский подход, в котором будут прописаны все правила и распорядки.

Элементы финансовой политики компании

Разработка стратегии складывается из следующих направлений:

  • анализ финансового-экономического состояния;
  • формирование учетной и налоговой политики;
  • консолидация условий привлечения заемных средств;
  • правила управления капиталом и амортизации;
  • разработка условий бюджетирования;
  • формирование системы ценообразования, скидок, политики проведения акций;
  • разработка правил управления инвестиционными проектами.

Упрощенно финансовую политику организации можно разложить на четыре вида:

  • ценовая;
  • учетная;
  • кредитная;
  • бюджетная.

Ценовая определяет порядок ценообразования и служит достижению одной из ключевых задач любого коммерческого предприятия – получение прибыли.

Учетная политика обуславливает бухгалтерский и управленческий учет.

Кредитная устанавливает правила внешнего финансирования, которое может потребоваться в зависимости от изменяющейся ситуации на рынке.

Бюджетная политика или бюджетирование решает проблемы планирования и распределения ресурсов организации.

Практические советы при реализации

Текущая финансовая политика организации сильно зависит от факторов внешней среды. Сегодня в России установился глубокий финансово-экономический кризис. Первое его влияние на компании проявилось еще в 2014 году, к настоящему моменту оно лишь усугубило текущую ситуацию, рост ВВП снизился и демонстрирует отрицательные показатели.

Из-за этого при планировании финансовой политики руководители вынуждены отталкиваться от ряда неблагоприятных факторов:

  • дефицит бюджета;
  • рост уровня безработицы;
  • вероятное банкротство партнеров;
  • сокращение реальных доходов населения.

В совокупности этих факторов приходится предпринимать определенные меры для продолжения деятельности. В частности, вместо политики развития компании ориентируются на политику выживания – сокращают объем инвестиций, направленных на развитие, решают текущие финансовые проблемы. Но даже в таких сложных условиях можно найти определенные преимущества – их получают руководители организаций, оказавшиеся более предусмотрительными и дальновидными по сравнению с менее удачливыми игроками рынка.

Руководители финансовой службы в некоторых случаях при планировании бюджета могут разрабатывать несколько вариантов развития событий – от пессимистичного к оптимистичному, в соответствии с которыми удается предусмотреть стрессовые ситуации и проверить, насколько готово предприятие к подобным условиям работы.