Успешному достижению поставленных целей во многом способствует правильно сформированный прописанный устав и регламент предприятия. И в полной мере это касается финансовой политики компании, которая устанавливает «правила игры» для предприятия. Это глобальное понятие, которое охватывает не только внутреннюю деятельность, но и взаимодействие с внешними факторами. Подробнее о том, что такое финансовая политика компании, ниже.
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ TRAVEL ПОЛИТИКИПонятие на практике
По своей сути, политика – это определенный комплекс элементов финансовых отношений внутри предприятия, направленный на реализацию стратегии и тактики развития компании. При ее разработке во внимание обязательно принимается соответствие стратегии и уставу организации.
Понятие финансовой политики подразумевает:
- формирование концепции управления финансовыми ресурсами;
- выделение основных направлений расходования средств в согласии с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами;
- реализация поставленных целей и последующий анализ.
Финансовая политика разделяется на стратегическую и тактическую. Первая фактически необходима для разработки финансовых моделей, долгосрочного планирования и бюджетирования. Тактическая – это реализация поставленных планов на практике.
Внутренние правила финансовой политики организации могут быть негласными или же прописанными в нормативных актах и уставах. Это зависит от структуры и особенностей организации. Например, в небольших компаниях правила могут быть негласными, не требующими строгого регламента. Тогда как в организациях со сложной разветвленной сетью подразделений рекомендуется использовать стандартизированный формалистский подход, в котором будут прописаны все правила и распорядки.
Элементы финансовой политики компании
Разработка стратегии складывается из следующих направлений:
- анализ финансового-экономического состояния;
- формирование учетной и налоговой политики;
- консолидация условий привлечения заемных средств;
- правила управления капиталом и амортизации;
- разработка условий бюджетирования;
- формирование системы ценообразования, скидок, политики проведения акций;
- разработка правил управления инвестиционными проектами.
Упрощенно финансовую политику организации можно разложить на четыре вида:
- ценовая;
- учетная;
- кредитная;
- бюджетная.
Ценовая определяет порядок ценообразования и служит достижению одной из ключевых задач любого коммерческого предприятия – получение прибыли.
Учетная политика обуславливает бухгалтерский и управленческий учет.
Кредитная устанавливает правила внешнего финансирования, которое может потребоваться в зависимости от изменяющейся ситуации на рынке.
Бюджетная политика или бюджетирование решает проблемы планирования и распределения ресурсов организации.
Практические советы при реализации
Текущая финансовая политика организации сильно зависит от факторов внешней среды. Сегодня в России установился глубокий финансово-экономический кризис. Первое его влияние на компании проявилось еще в 2014 году, к настоящему моменту оно лишь усугубило текущую ситуацию, рост ВВП снизился и демонстрирует отрицательные показатели.
Из-за этого при планировании финансовой политики руководители вынуждены отталкиваться от ряда неблагоприятных факторов:
- дефицит бюджета;
- рост уровня безработицы;
- вероятное банкротство партнеров;
- сокращение реальных доходов населения.
В совокупности этих факторов приходится предпринимать определенные меры для продолжения деятельности. В частности, вместо политики развития компании ориентируются на политику выживания – сокращают объем инвестиций, направленных на развитие, решают текущие финансовые проблемы. Но даже в таких сложных условиях можно найти определенные преимущества – их получают руководители организаций, оказавшиеся более предусмотрительными и дальновидными по сравнению с менее удачливыми игроками рынка.
Руководители финансовой службы в некоторых случаях при планировании бюджета могут разрабатывать несколько вариантов развития событий – от пессимистичного к оптимистичному, в соответствии с которыми удается предусмотреть стрессовые ситуации и проверить, насколько готово предприятие к подобным условиям работы.