Все коммерческие организации обязаны предоставлять государству данные о финансовых итогах своей деятельности. Некоторое время назад сделать это можно было только при личном визите главного бухгалтера или уполномоченного лица в ФНС по месту регистрации организации, такие визиты отнимали массу рабочего времени и нервов. С введением электронной цифровой подписи в 2002 году в мир бухгалтерии ворвался прогресс. Электронная цифровая подпись по правомерности приравнялась к проставленной на бумажном носителе – и это стало лишь первым шагом. Рассмотрим, что мы имеем сегодня для ведения электронной бух. отчетности.

Какие документы можно подавать через интернет?

Бухгалтерская отчетность – важный для статистики и государственных органов инструмент. Он позволяет сформировать объективное представление о реальном финансовом положении компании, движении средств на её счетах, понять, работает компания с прибылью или в минус.

Составление отчетности – процесс достаточно трудоёмкий. С 2013 года подотчетные субъекты компании, в штате которой числится свыше 100 сотрудников, обязаны предоставлять отчетность в электронном виде, что во многом упростило этот процесс. Электронная финансовая отчетность может предоставляться двумя способами – на сайте контролирующего органа или через оператора.

Ключевыми документами для отправки являются отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс. Они предоставляются в контролирующие органы раз в год.

Нововведения 2020

С 2020 года сдавать бухгалтерскую отчетность необходимо только в Федеральную Налоговую службу. Электронный документ отправляется через оператора электронного документооборота и подписывается цифровой подписью. Сроки сдачи отчетов остаются прежними, как и периодичность.

Субъекты малого предпринимательства вправе сдавать отчетность за 2019 год как в бумажном, так и в электронном виде – это прописано в пп. 1 п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 2 Закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ.

Форматы электронной отчетности утверждает налоговая служба. Она же составляет обширную базу предприятий, к которой в случае необходимости можно будет получить доступ за фиксированную плату. Ее размер будет определён дополнительно.

Инструменты электронной бухгалтерской финансовой отчетности

Использование систем безбумажного документооборота с контролирующими органами производится после составления соответствующего заявления. Представитель предприятия формирует официальный запрос на пользование системой электронного документооборота, затем подписывает договор с организацией, которая предоставляет услуги по подключению к СЭД, после чего получает электронный цифровой ключ либо в налоговой по месту регистрации, либо у локального оператора электронного документооборота.

Организовать отправку документов в контролирующие органы самостоятельно невозможно, так как необходимо подтверждение не только факта отправки, но и факта получения документа адресатом. Кроме того, важно защитить данные от третьих лиц, поэтому применение специальной системы и электронной цифровой подписи в полной мере оправдано.

Компании, которые работаю с СЭД, понимают все преимущества такого подхода, а потому стремятся автоматизировать и более узкоспециализированные бизнес-процессы, используя различные сервисы.

Они могут быть как онлайн или облачными, так и офлайн. В первом случае сервис может использоваться на любом персональном устройстве, достаточно знать данные для входа – пару логин-пароль. Во втором сервис устанавливается на определенном устройстве – получить к нему доступ, находясь не на рабочем месте, не получится.

ПОСМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ

Для примера возьмем процесс обработки авансовой отчетности в компании. Приложение Hamilton Авансовый отчет позволяет бухгалтерам и всем остальным участникам бизнес-процесса работать с документом полностью онлайн. Это значит, что заполнение, проверка, составление бухгалтерских проводок и даже подписание АО происходят автоматически, что значительно экономит рабочее время сотрудников и расходы на бизнес-процесс компании.

Подача бухгалтерской отчетности в электронном виде и использование подобных сервисов позволяют максимально разгрузить бухгалтера, так как делают все процессы автоматическими и быстрыми. Они также повышают комфорт и качество работы, позволяют вникать к тонкости финансовых операций не только бухгалтеру, но и руководителю, обеспечивая максимальную наглядность и прозрачность.