Авансовый отчет – это документ, который подотчетный сотрудник предоставляет в бухгалтерский отдел в течение трех дней с момента возвращения из командировки либо со дня, обозначенного в приказе крайним для совершения трат на нужды организации. Такой отчет составляется после совершения этих трат и подкрепляется накладными, товарно-кассовыми чеками и прочими документами, позволяющими обосновать понесенные сотрудником расходы.
АВАНСОВЫЙ ОТЧЁТ ОНЛАЙНОснованием для авансового отчета служит выдача подотчетному лицу денежных средств, которые должны быть потрачены на решение поставленных компанией задач. Суммы средств – наличные или безналичные – выдаются сотруднику на основании приказа руководителя. В этом приказе обязательно отражаются размер предоставленных средств, цели их трат и другие ключевые нюансы.
Заполнение авансового отчета
Авансовый отчет заполняет подотчетное лицо – сотрудник, которому были выданы финансовые средства для трат на нужды организации. На базе этого документа и происходит списание средств, которые были выданы. В случае, если эти средства были истрачены не полностью, они возвращаются по приходно-кассовым ордерам (ПКО). Средства сверх обозначенной суммы выдаются на расходы по расходно-кассовым ордерам (РКО).
Для составления авансового отчета в компаниях используется унифицированная бухгалтерская форма АО-1. В 2013 году эта форма была упразднена, и теперь в учетной политике организации может быть закреплена иная форма для составления авансового отчета, однако на практике большинство компаний продолжают использовать форму АО-1, как наиболее удобную и отработанную годами. Ниже приведен пример заполнения формы АО-1.В авансовом отчете обязательно указывается сумма, полученная на расходы, произведенные затраты, остаток или перерасход средств. Отчет всегда подкрепляется документами, оправдывающими совершенные траты. В этом качестве могут выступить товарно-кассовые чеки, товарно-транспортные накладные, бланки строгой отчетности и другие документы, которые содержат подробную информацию о понесенных расходах. В этих документах обязательно должны быть указаны реквизиты продавца/поставщика услуги, расшифровка каждого наименования с ценами, итоговая сумма. Полный список приложений к авансовому отчету можно найти здесь.
Проверка и утверждение авансового отчета в бухгалтерии
После заполнения авансовый отчет предоставляется в бухгалтерию для проверки его соответствия всем установленным требованиям, а также обоснованности понесенных трат. Затем отчет утверждается руководителем организации. Только после этого подотчетный сотрудник получает окончательный расчет средств.
Окончательный расчет с подотчетным лицом предполагает либо возврат средств в бюджет организации, либо компенсацию перерасхода сотруднику. Срок, в течение которого необходимо провести эти манипуляции, как правило, утверждается в приказе с подписью руководителя организации.
Срок хранения авансовых отчетов в организации
Документы, связанные с хозяйственной деятельностью организаций, могут быть налоговыми или бухгалтерскими. Налоговые необходимы для верного исчисления налогов и взносов в государственный бюджет. Бухгалтерские требуются для дополнения налоговых документов, а также при ведении учета кадров, контроля затрат и в иных аспектах деятельности компании.
Авансовый отчет относится к бухгалтерским документам организации — первичным документам, которые хранятся в соответствии со следующими действующими законодательными актами:
- Ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации
- Ст. 283 Налогового Кодекса Российской Федерации
- Ст. 29 Федерального закона №403 от 06.11.2011 года
В соответствии со статьей 23 НК РФ срок хранения авансовых отчетов подотчетных лиц должен составлять не менее 4 лет, а в соответствии со статьей 283 НК РФ – 10 лет. Статья 29 Федерального закона №403 требует сохранять первичную документацию не менее 5 лет от отчетного момента.
Таким образом минимальным периодом, в течение которого требуется сохранять отчетные документы, признан срок в 5 лет.
Квитанции, товарно-кассовые чеки, накладные и другие документы, подтверждающие обоснованность расходов на нужды организации и непосредственно влияющие на налогооблагаемую базу, хранятся в течение такого же периода – то есть минимум 5 лет. Однако, существуют определенные допущения, которые могут влиять на изменение срока хранения авансовых отчетов в архиве в соответствии со статьей 283 Налогового Кодекса Российской Федерации — период может быть увеличен до 10 лет.
Обрабатывать авансовые отчеты от создания до подписания, а также хранить всю первичную документацию можно электронно в специализированном бизнес-приложении Hamilton Авансовый отчет.
Действующие правила хранения авансовых отчетов в организации
Правила хранения бухгалтерских документов в соответствии с Федеральным законом №129 от 21 ноября 1996 года закрепляются в учетной политике организации.
В этом же законе закреплены обязанности и ответственность за хранение первичной бухгалтерской документации — вся первичка, регистры бухгалтерского учета и отчетности хранятся под личным контролем руководителя компании.
А вот условия хранения в Федеральном законе не прописаны. Определять их может сама компания, однако требования эти должны быть закреплены в её учетной политике и доведены до сведения ответственных лиц. Стандартной практикой является хранение авансовых отчетов в отдельной папке, куда подшиваются все документы подотчетных лиц. Подшиваться такие папки могут поквартально, за полугодие либо за год.