Любая компания ежедневно несет множество различных типов расходов. Для упрощения их учета в соответствии с законодательной системой все они определенным образом классифицируются.
Общехозяйственные расходы предприятия являются наиболее популярной статьей. Сегодня для анализа и последующей оптимизации этих и других типов расходов всё чаще используются специализированные инструменты.
Классификация затрат предприятия
Совокупные затраты — это все расходы компании, которые она несёт для организации производства и сбыта продукции. Это понятие включает в себя две категории затрат: прямые и косвенные.
В категорию прямых затрат в первую очередь закупка основных материалов для производства необходимой продукции, а также оплата труда производственных сотрудников компании. К косвенным затратам относятся расходы, направленные на обеспечение процесса производства продукции, но напрямую с ним не связанные, например, аренда помещения или административные функции.
Общехозяйственные расходы относятся ко второй категории затрат, так как они направлены на поддержание работы компании в целом, а в частности — это заработная плата сотрудников компании, в том числе управляющего состава, различные отчисления в страховой и социальный фонды, оплата медицинского страхования, а также траты на перемещения сотрудников на всевозможные задания.
Виды общехозяйственных расходов
Прежде всего к общехозяйственным расходам относятся расходы на рабочую силу, а именно:
- подготовка, набор и обучение персонала;
- техническое и производственное управление;
- администрация и менеджмент;
- мероприятия по охране труда;
- разъезды сотрудников для нужд компании;
- переподготовка сотрудников;
- отпуска сотрудников.
Не менее важными видами общехозяйственных расходов, обеспечивающих рабочий процесс, являются:
- арендная плата и содержание недвижимости;,
- телефонные и почтовые переводы;
- приобретение канцелярских принадлежностей;
- типографские расходы;
- консультационная помощь и услуги информационного характера
К общехозяйственным расходам также относятся обязательные платежи организации в соответствии с требованиями законодательства:
- налоги и сборы в бюджет;
- отчисления в фонд социальной защиты населения;
- аудиторские проверки;
- сотрудничество со сторонними организациями.
Независимо от рода деятельности организации, каждая имеет свои общехозяйственные расходы. Учет этих расходов необходимы для анализа, контроля и их дальнейшего распределения. Современные средства автоматизации позволяют существенно упростить эту процедуру, что важно и для сотрудников бухгалтерского отдела компании, и для руководства.
Учет общехозяйственных расходов
Для того чтобы получить достоверные данные о затратах, косвенно связанных с производством, необходимо производить сбор по организации в целом. Для учета такого рода затрат в бухгалтерии предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы».
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» в аналитическом учете используется по заранее спланированным статьям сметы. Существует также синтетический учет трат, который используют для контроля косвенных расходов. Он также проводится по счету 26, но не содержит субсчетов и переходящего на конец месяца остатка.
Способ аналитического учета каждая компания закрепляет в своей в учетной политике. Бухгалтерия компании оперирует этой системой аналитического учета, так как именно она предоставляет возможность собрать актуальную и достоверную информацию об определенных типах трат и грамотно распределить их по разделам и статьям.
База данных аналитического бухгалтерского учета содержит информацию, на основе которой производится объективный анализ трат предприятия, контролируются и планируются все его расходы, а также происходит управление бизнес-процессами.
Для того чтобы легко и быстро отчитаться по общехозяйственным и другим видам расходов компании всё чаще используют специализированные инструменты. Например, бизнес-приложение Hamilton Авансовый отчёт, в котором можно сделать всё это онлайн с любого мобильного устройства из любой точки мира.
Предположим, что сотруднику компании было поручено купить бумагу и картридж для офиса. Независимо от того, был ему выдан предварительно аванс или нет, сотрудник обязан оформить авансовый отчет — то есть отчитаться по уже потраченным средствам или же запросить их компенсацию.
Для этого сотрудник входит в приложение и создает электронный авансовый отчет, в котором большая часть информации уже заполнена за него по умолчанию — необходимо лишь указать тип отчета «общехозяйственный», добавить свои расходы и прикрепить к ним фото чеков или любых других подтверждающих документов.
Далее сотрудник одним кликом отправляет отчет по общехозяйственным расходам бухгалтеру компании. Таким образом, бухгалтер всегда получает 100% правильно оформленные авансовые отчеты, ему остается проставить аналитику и отправить данные в любую корпоративную ERP, с которой приложением легко синхронизируется. Все проводки приложение также сформирует за бухгалтера автоматически.
Руководитель компании, работая в приложении, всегда имеет доступ ко всей документации и отчетности, что позволяет ему легко контролировать любые расходы, как определенных сотрудников, так и целых отделов.
Как распределяются общехозяйственные расходы?
Для списания любых расходов по различным направлениям необходимо распределить их среди готовой продукции и неоконченного цикла производства, а также себестоимости услуг и работы дополнительных цехов.
Распределение непроизводственных трат происходит с помощью специальной ведомости. Многие затраты, относящиеся к категории общехозяйственных, ограничены требованиями налогообложения.
Выделяют несколько методов распределения общехозяйственных расходов: по основной зарплате сотрудников, по переделу или по объему готовой продукции. Метод выбирается, исходя из направления деятельности компании. Например, от передела или объема готовой продукции отталкиваются в добывающих и производящих различное сырье отраслях.
Основные общехозяйственные расходы не включаются в производственную себестоимость, а относятся прямо к финансовому результату. Собирательные синтетические счета 25 и 26 обязательно закрываются в конце месяца.
Как списываются общехозяйственные расходы?
Существует несколько вариантов списания общехозяйственных расходов:
- На счет 20 «Основное производство» — переносом с кредита счета 26 в полной сумме для одного вида продукции или по каждому виду продукции в отдельности.
- На счет 90 «Продажи» и субсчет 2 «Себестоимость продаж» — применимо для компаний, которые не специализируются на производстве продукции.
- На счет 90 и субсчет 8 или «директ-кост» — себестоимость товаров распределяется между всеми статьями расходов за вычетом общехозяйственных.
Способ списания общехозяйственных расходов определяется индивидуальными характеристиками организации, а также направлением её деятельности, после чего закрепляется в учетной политике.