Любая компания ежедневно несет множество различных типов расходов. Для упрощения их учета в соответствии с законодательной системой все они определенным образом классифицируются.

Общехозяйственные расходы предприятия являются наиболее популярной статьей. Сегодня для анализа и последующей оптимизации этих и других типов расходов всё чаще используются специализированные инструменты.

Классификация затрат предприятия

Совокупные затраты — это все расходы компании, которые она несёт для организации производства и сбыта продукции. Это понятие включает в себя две категории затрат: прямые и косвенные.

В категорию прямых затрат в первую очередь закупка основных материалов для производства необходимой продукции, а также оплата труда производственных сотрудников компании. К косвенным затратам относятся расходы, направленные на обеспечение процесса производства продукции, но напрямую с ним не связанные, например, аренда помещения или административные функции.

Общехозяйственные расходы относятся ко второй категории затрат, так как они направлены на поддержание работы компании в целом, а в частности — это заработная плата сотрудников компании, в том числе управляющего состава, различные отчисления в страховой и социальный фонды, оплата медицинского страхования, а также траты на перемещения сотрудников на всевозможные задания.

Виды общехозяйственных расходов

Прежде всего к общехозяйственным расходам относятся расходы на рабочую силу, а именно:

  • подготовка, набор и обучение персонала;
  • техническое и производственное управление;
  • администрация и менеджмент;
  • мероприятия по охране труда;
  • разъезды сотрудников для нужд компании;
  • переподготовка сотрудников;
  • отпуска сотрудников.

Не менее важными видами общехозяйственных расходов, обеспечивающих рабочий процесс, являются:

  • арендная плата и содержание недвижимости;,
  • телефонные и почтовые переводы;
  • приобретение канцелярских принадлежностей;
  • типографские расходы;
  • консультационная помощь и услуги информационного характера

К общехозяйственным расходам также относятся обязательные платежи организации в соответствии с требованиями законодательства:

  • налоги и сборы в бюджет;
  • отчисления в фонд социальной защиты населения;
  • аудиторские проверки;
  • сотрудничество со сторонними организациями.

Независимо от рода деятельности организации, каждая имеет свои общехозяйственные расходы. Учет этих расходов необходимы для анализа, контроля и их дальнейшего распределения. Современные средства автоматизации позволяют существенно упростить эту процедуру, что важно и для сотрудников бухгалтерского отдела компании, и для руководства.

Учет общехозяйственных расходов

Для того чтобы получить достоверные данные о затратах, косвенно связанных с производством, необходимо производить сбор по организации в целом. Для учета такого рода затрат в бухгалтерии предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» в аналитическом учете используется по заранее спланированным статьям сметы. Существует также синтетический учет трат, который используют для контроля косвенных расходов. Он также проводится по счету 26, но не содержит субсчетов и переходящего на конец месяца остатка.

Способ аналитического учета каждая компания закрепляет в своей в учетной политике. Бухгалтерия компании оперирует этой системой аналитического учета, так как именно она предоставляет возможность собрать актуальную и достоверную информацию об определенных типах трат и грамотно распределить их по разделам и статьям.

База данных аналитического бухгалтерского учета содержит информацию, на основе которой производится объективный анализ трат предприятия, контролируются и планируются все его расходы, а также происходит управление бизнес-процессами.


Для того чтобы легко и быстро отчитаться по общехозяйственным и другим видам расходов компании всё чаще используют специализированные инструменты. Например, бизнес-приложение Hamilton Авансовый отчёт, в котором можно сделать всё это онлайн с любого мобильного устройства из любой точки мира.

ПОСМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ

Предположим, что сотруднику компании было поручено купить бумагу и картридж для офиса. Независимо от того, был ему выдан предварительно аванс или нет, сотрудник обязан оформить авансовый отчет — то есть отчитаться по уже потраченным средствам или же запросить их компенсацию.

Для этого сотрудник входит в приложение и создает электронный авансовый отчет, в котором большая часть информации уже заполнена за него по умолчанию — необходимо лишь указать тип отчета «общехозяйственный», добавить свои расходы и прикрепить к ним фото чеков или любых других подтверждающих документов.

Далее сотрудник одним кликом отправляет отчет по общехозяйственным расходам бухгалтеру компании. Таким образом, бухгалтер всегда получает 100% правильно оформленные авансовые отчеты, ему остается проставить аналитику и отправить данные в любую корпоративную ERP, с которой приложением легко синхронизируется. Все проводки приложение также сформирует за бухгалтера автоматически.

Руководитель компании, работая в приложении, всегда имеет доступ ко всей документации и отчетности, что позволяет ему легко контролировать любые расходы, как определенных сотрудников, так и целых отделов.

Как распределяются общехозяйственные расходы?

Для списания любых расходов по различным направлениям необходимо распределить их среди готовой продукции и неоконченного цикла производства, а также себестоимости услуг и работы дополнительных цехов.

Распределение непроизводственных трат происходит с помощью специальной ведомости. Многие затраты, относящиеся к категории общехозяйственных, ограничены требованиями налогообложения.

Выделяют несколько методов распределения общехозяйственных расходов: по основной зарплате сотрудников, по переделу или по объему готовой продукции. Метод выбирается, исходя из направления деятельности компании. Например, от передела или объема готовой продукции отталкиваются в добывающих и производящих различное сырье отраслях.

Основные общехозяйственные расходы не включаются в производственную себестоимость, а относятся прямо к финансовому результату. Собирательные синтетические счета 25 и 26 обязательно закрываются в конце месяца.

Как списываются общехозяйственные расходы?

Существует несколько вариантов списания общехозяйственных расходов:

  1. На счет 20 «Основное производство» — переносом с кредита счета 26 в полной сумме для одного вида продукции или по каждому виду продукции в отдельности.
  2. На счет 90 «Продажи» и субсчет 2 «Себестоимость продаж» — применимо для компаний, которые не специализируются на производстве продукции.
  3. На счет 90 и субсчет 8 или «директ-кост» — себестоимость товаров распределяется между всеми статьями расходов за вычетом общехозяйственных.

Способ списания общехозяйственных расходов определяется индивидуальными характеристиками организации, а также направлением её деятельности, после чего закрепляется в учетной политике.