Внедрение цифровых технологий во многие сферы жизни и бизнеса преследует благие цели – исключить риск утери информации, повысить эффективность её обработки, упростить работу с ней покупателям, продавцам, контролирующим органам. Не обошла «диджитализация» и такую привычную процедуру, как выдача чеков при покупке товара или услуги. Сегодня, совершая покупку, мы все чаще получаем не только бумажный чек, но и его электронную копию.

Бумажный чек онлайн-кассы мы получаем в любом случае, а электронный – по требованию (если покупка совершается в офлайн-магазине) или по умолчанию (если товар приобретается в интернет-магазине). Обратите внимание, что существует несколько исключений – например для местности, в которой полноценная работа онлайн-кассы невозможна в силу отсутствия стабильного доступа к интернету.

Информация для компаний

С 1 июля 2019 года все подотчетные лица в компаниях могут использовать в качестве подтверждающих документов их электронные версии. Если продавец предоставляет файл именно в таком формате, его можно скачать, распечатать и приложить к авансовому отчету. Эта информация закреплена в Письме Минфина 21.04.2017 № 03-01-15/24307.

Если подотчетные лица в компании оформляют электронные авансовые отчеты в приложении Hamilton Авансовый отчет, то они в онлайн режиме прикрепляют все электронные подтверждающие документы или фото бумажных версий.

Какую информацию содержат чеки онлайн-кассы?

Чеки онлайн-кассы в бумажном или цифровом формате должны содержать все требуемые законодательством реквизиты, а именно:

  • тип операции;
  • дата проведения операции;
  • наименование продавца;
  • адрес регистрации;
  • наименование и количество товаров;
  • сумма сделки.

Помимо ключевых реквизитов теперь чеки содержат и QR-код – специальный цифровой код, который можно считать смартфоном.

Работа онлайн-касс была запущена для того, чтобы собирать актуальные данные о совершении сделок. Соответственно, если работа таких касс не отличается точностью, все получаемые сведения можно считать не соответствующими действительности. Именно поэтому при проведении проверок Федеральная налоговая служба никогда не обходит вниманием онлайн-кассу.

Как показывает практика, кассовый чек с QR-кодом не всегда проходит проверку на подлинность. Одно из самых частых нарушений – отсутствие важной информации в документе или невозможность проверить QR-код из электронного чека. Если такие нарушения выявляются, налоговая служба может ограничиться предупреждением или же использовать различные санкции, например, в виде штрафа в размере от 2 до 10 000 рублей.

Как проверить чек по QR-коду самостоятельно?

Существует три способа проверить подлинность чека по QR-коду самостоятельно:

  1. воспользоваться мобильным приложением;
  2. использовать ресурсы операторов фискальных данных;
  3. посетить ближайшее отделение Федеральной налоговой службы с чеком.

Наиболее простой и удобный способ проверки чека по QR-коду – скачать приложение на смартфон в App Store или Google Play и ознакомиться со страницей приложения на сайте ФНС, где доступна полная информация об особенностях работы с этим приложением. После запуска достаточно нажать кнопку «Проверить чек», активировать камеру смартфона и навести ее на QR-код. Приложение либо подтверждает подлинность чека, либо предлагает отправить жалобу в ФНС. Можно также запросить электронную копию чека и сверить ее с бумажным носителем.

В приложении есть функция формирования собственного QR-кода покупателя, в котором будут указаны все контактные данные. Впоследствии их не потребуется предоставлять, совершая покупку в офлайн-магазине, будет достаточно показать код продавцу, чтобы тот считал его сканером.

Ресурсы Операторов фискальных данных доступны как со смартфона, так и с персонального компьютера. Устанавливать ничего не придется, достаточно посетить сайт через обычный браузер. Однако информация о чеке будет доступна только в том случае, если магазин использует Оператора фискальных данных для передачи информации в Федеральную налоговую службу, а не делает это напрямую. В противном случае придется посетить сайт оператора и ввести данные чека. Если неизвестно, использует ли магазин услуги оператора, может потребоваться некоторое время, чтобы понять, есть ли информация о чеках на сайтах Операторов фискальных данных, так как их существует по меньшей мере десяток.

Личное посещение офиса Федеральной налоговой службы требует времени и предварительной подготовки. Чеки сканируются специальным устройством, которое может быть доступно не во всех офисах ФНС. Поэтому сперва потребуется позвонить в офис ФНС и узнать, есть ли там сканер для чеков.

Однако стоит учитывать то факт, что данные о чеках передаются в ФНС оперативно только с онлайн-касс. То есть если информации о чеке в системе нет, это не значит, что речь идет о нарушении, возможно, данные фискальной кассы еще не введены, так как скорость их обработки пока недостаточно высока.