Актуальность контроллинга в российском бизнесе растет. Если ранее он применялся в основном в финансовом и управленческом учете, то сегодня ему открываются и другие направления деятельности предприятий. Каким образом происходит контроллинг бизнес-процессов? Насколько он автоматизирован и какими инструментами оперирует? Ответы на эти и другие вопросы – в материале ниже.

Начнем с истоков

Оптимизация бизнес-процессов проводится в несколько этапов. Первым идет описание процесса, далее прописывается его алгоритм в выбранной IT-системе. После этого в дело может вступать контроллер. Он получает возможность изучить и отследить исполнение показателей на примере уже выполненного алгоритма. Контроллинг процессов таким образом заключается не только в сравнении фактических и запланированных показателей, но и анализе схемы действий и изучении эффективности действий его участников.

ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Он реализуется по одному из двух путей.

  • Первый – постепенный. В этом случае логически начинают с описания бизнес-процессов, в ходе которого происходит первоначальная оптимизация, так как устраняются лишние согласования и информационные нестыковки. Описанные процессы постепенно оптимизируются, что вызывает определенные сложности, так как автоматизации подвергается не фактический процесс, а его описание, которое не учитывает регламент исполняемого процесса. Из-за этого автоматизация больше напоминает внедрение информационной системы и подгонку под нее текущих бизнес-процессов.
  • Второй путь – инверсионный. То есть уже готовый бизнес-процесс в виду статистической информации анализируется и исследуется. В этом случае удается учесть регламент исполнения, телеметрию процесса, которая в виде данных уже внесена в информационную систему. Более эффективным такой подход становится из-за того, что для анализа уже имеется вся необходимая информация – от описательной части бизнес-процесса до его результата.

Контроллингу подчинены основные циклы деятельности предприятия. Анализ обновленных показателей позволяет оценить эффективность и результативность исполнения текущих задач, а также провести оптимизацию проектов. По результатам оптимизации можно сделать выводы об успешности предпринимаемых мер.

Бизнес-контроллинг на практике

В первую очередь для эффективного сбора информации и ее анализа требуется качественный мониторинг. Он производится по ряду показателей, которые служат для оценки основных процессов. Для этого внедряется информационная система, которая аккумулирует информацию и обеспечивает к ней доступ.

Эта информационная система может быть комплексной, используемой для управления различными производственными циклами на предприятии. Либо отдельным специализированным инструментом, который интегрируется в уже действующую ERP-систему компании. На практике первые оказываются более универсальными, вторые – узконаправленными и имеющими расширенный функционал. Такая система присоединяется к действующей архитектуре и имеет специальные приложения, которые собирают отдельные блоки данных.

Как правило, в нее входят следующие блоки:

  • Приложения или адаптеры – аккумулируют показатели из различных информационных систем;
  • База данных – собирает данные по ключевым показателям;
  • Аналитика – сводит воедино показатели и выполняет их исследование для выявления результативности;
  • Отчетность – формирует отчеты по запросам пользователей.

После сбора данных они аккумулируются в системе контроллинга, а после производится их анализ по ключевым показателям. Специализированные системы дают возможность исследовать бизнес-процесс, собирая блоки информации из различных информационных систем и сводя их воедино.