Любое коммерческое предприятие нацелено на получение прибыли. А его собственник – на устойчивость и успешность этого предприятия. В существующих рыночных условиях одной из стратегий развития, позволяющей не только удержаться на плаву, но и достичь запланированного, можно считать оптимизацию имеющихся ресурсов. Разберемся, почему.

Ресурсы предприятия: материальные и нематериальные

Для осуществления своей деятельности предприятие использует ресурсы, как материальные, так и нематериальные. Даже в том случае, если компания продает результаты умственного труда, для их производства требуются инструменты – компьютеры, принтеры, копиры и другое оборудование.

К нематериальным ресурсам относятся:

  • знания и навыки, полученные в процессе деятельности;
  • ноу-хау;
  • патенты;
  • базы данных;
  • изобретения;
  • товарные знаки и т.д.

Эти ресурсы не имеют материального выражения, но работают на долгосрочное развитие компании. Сюда же можно отнести и время, затраченное на производство товаров и услуг.

Материальные ресурсы легко подвергнуть учету. Они могут быть производственными, непроизводственными и природными. К материальным ресурсам относят:

  • сырье для производства;
  • оборудование и оснащение;
  • помещения;
  • складские площади;
  • инструменты;
  • транспорт и т.д.

Оптимизация ресурсов организации и экономия – одно и то же?

Пересмотр принципа расходования материальных и нематериальных активов компании заключается не только в резком урезании. Строгая экономия не решает проблему перерасхода или нерационального использования имеющихся в распоряжении компании ресурсов.

Вне сомнений, для снижения затрат определенная экономия имеет право на жизнь. Однако в таком случае речь идет не столько о сокращении использования ресурсов, сколько о пересмотре подхода к их расходованию. Для примера можно взять внутренние бизнес-процессы компании, например, командировки. Именно там взаимодействует множество сторон: командированный сотрудник, бухгалтер, руководитель, тревел-координатор или турагентство. Коммуникация между ними обычно запутанная и долгая, а сам процесс непрозрачный, что приводит к возникновению многочисленных ошибок, трудностям контроля политик и лимитов по поездке, и как итог – к лишним расходам компании, которые в зависимости от ее масштабов могут исчисляться миллионами.

СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ

Для того чтобы этот процесс сделать максимально эффективным, грамотно его выстроить недостаточно, здесь потребуется автоматизация. Приложения Hamilton Командировки позволяет всем участникам бизнес-процесса работать в единой системе, где значительная часть их действий уже автоматизирована. Политики и лимиты компании также контролируются автоматически. Используя это приложение, сотрудники компании экономят до 50% рабочего времени, а сама компания до 40% расходов. В данном случае оптимизированы нематериальные, и как итог – материальные ресурсы компании.

Читайте, как компания Шнейдер Электрик сократила временные затраты на командировочный процесс от 5ти дней до 2х >>

Ценное рабочее время сотрудников, простои и накладки отрицательно сказываются на работе предприятия в целом и получении им прибыли. Анализ, учет, описание бизнес-процессов, поиск «тонких» мест и их устранение позволяют создать целостную систему, которая будет работать как единый механизм.

В качестве второго примера можно использовать работу руководителя. «Голова» организации несет ответственность за решения, обязан быть в курсе текущих процессов. Если принять во внимание количество «бумажной» работы – договора, приказы, служебные записки – которые требуется рассмотреть, одобрить или отклонить, выяснится, что времени для принятия действительно важных решений уже не остается. В этом случае делегирование служебных полномочий, распределение служебного времени, использования специальных планировщиков и инструментов, которые помогают управлять процессами и контролировать их дистанционно – реальная оптимизация использования ресурсов предприятия. И это же можно сказать практически о любом участке деятельности.

Преимущества оптимизации ресурсов предприятия

Процедура анализа и учета активов и пассивов, изучение путей их расходования, возможностей для сокращения и пересмотра затрат достаточно длительная и трудоемкая. Прочным фундаментом в этом случае станет реально работающая система управления деятельностью предприятия. Она поможет аккумулировать данные о достижении показателей, изучить их и сделать выводы о наличии сложностей на тех или иных этапах.

Оптимизация ресурсов организации и подразделений помогает:

  • повысить прибыльность бизнеса;
  • усовершенствовать управляемость компанией;
  • увеличить лояльность клиентов и узнаваемость бренда, улучшить финансовые показатели;
  • повысить качество работы сотрудников;
  • сократить издержки.

Однако не следует забывать, что если компания уже работает эффективно, а ресурсы расходуются максимально разумно, то оптимизация существенно повлияет на цифры прибыли и вызовет их рост. В этом случае она скорее поможет не допустить потери стабильности и падения.